28.05.2025
В Государственную думу внесен законопроект о ликвидации ЖСК

Проект федерального закона «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации» разработан для совершенствования системы управления многоквартирным домом. Согласно части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации ) жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граяедан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
ЖСК выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома на основании выданного такому кооперативу разрешения на строительство в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 110 ЖК РФ). ЖСК являются потребительскими кооперативами. При этом исходя из положений статей 50 и 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
То есть граждане или юридические лица объединяются в ЖСК для того, чтобы осуществить строительство многоквартирного дома за счет своих имущественных паевых взносов в целях дальнейшего проживания в многоквартирном доме. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме приобретается гражданином - членом жилищного кооператива после полной выплаты паевого взноса (часть 1 статьи 129 ЖК РФ). Таким образом, концепция объединения граждан или юридических лиц в ЖСК построена именно в целях аккумулирования паевых взносов граждан или юридических лиц для строительства многоквартирного дома. После реализации указанной концепции форма управления - ЖСК теряет свою актуальность.
Как показывает практика при реализации способа управления - управление жилищным кооперативом ЖКС заключает договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией и самостоятельно не осуществляет управление своим домом и не обеспечивает предоставление коммунальных услуг. По информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общее количество жилищных или жилищно-строительных кооперативов составляет 4 250 ед., из которых самостоятельно управляют многоквартирным домом - 468 ед. или 11% от общего количества ЖСК.
Исходя из изложенного, концепция законопроекта направлена на ликвидацию ЖСК после выплаты последним членом такого кооператива пая за соответствующее жилое помещение, после чего собственники помещений в течение трех месяцев обязаны принять решение о реорганизации жилищного кооператива в товарищество собственников жилья либо об изменении способа управления многоквартирным домом.
Также органы государственного жилищного надзора наделяются полномочием по обращению в суд с заявлением о ликвидации ЖСК после выплаты последним членом такого кооператива пая за соответствующее жилое помещение, а орган местного самоуправления в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Принятие законопроекта позволит соблюсти основные цели создания ЖСК - завершение строительства многоквартирного дома и обеспечение жилыми помещениями граждан, а также исключить неисполнение собственниками помещений реализацию одного из трех способов управления таким домом при передаче права управления многоквартирным домом управляющей организации. Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие федерального закона не окажет негативных социальноэкономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит устранить правовую неопределенность в части управления многоквартирным домом.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
Часть 1 статьи 110 дополнить словами «Многоквартирный дом может управляться жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом до момента выплаты последним членом такого кооператива пая за соответствующее жилое помещение, после чего собственники помещений в таком доме в течение трех месяцев обязаны принять решение о реорганизации жилищного кооператива в товарищество собственников жилья либо об изменении способа управления многоквартирным домом.»;
статью 123 изложить в следующей редакции:
1. Жилищный кооператив может быть ликвидирован по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
2. В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реорганизации жилищного кооператива в товарищество собственников жилья не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проведено или не имело кворума, орган государственного жилищного надзора в течение десяти дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении срока, указанного в части 1 статьи 110 настоящего Кодекса, обязан обратиться в суд с заявлением о ликвидации такого кооператива, а орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о реорганизации жилищного кооператива в товарищество собственников жилья либо об изменении способа управления многоквартирным домом, предусмотренное частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), орган местного самоуправления не позднее 1 марта 2024 года обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а орган государственного жилищного надзора обязан обратиться в суд с заявлением о ликвидации такого кооператива.
оценить новость